Главная страница Гостевая книга Пишите нам

Rambler's Top100





31.08.2019
День Знаний 19/20

Традиционно День знаний отмечается первого сентября....
подробнее»



ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16
171819202122
23242526272829
30      

ФОБОС: погода в г. Ноябрьск

Проверка слова

www.gramota.ru






Страницы | Поурочное планирование по информатике, 5 кл. | Урок 13

» Урок 1
» Урок 2
» Урок 3
» Урок 4
» Урок 5
» Урок 6
» Урок 7
» Урок 8
» Урок 9
» Урок 10
» Урок 11
» Урок 12
» Урок 13
» Урок 14
» Урок 15
» Урок 16
» Урок 17
» Урок 18
» Урок 19
» Урок 20
» Урок 21
» Урок 22
» Урок 23
» Урок 24
» Урок 25
» Урок 26
» Урок 27
» Урок 28
» Урок 29
» Урок 30
» Урок 31
» Урок 32
» Урок 33
» Урок 34-35



Урок 13

Формы представления информации. Метод координат


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
  • познакомить учащихся с методом координат.


    Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.


    Оборудование:

  • презентация "Прямоугольная система координат".
  • мультимедийный проектор.


    Ход урока

    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

    Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.

    1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]

    2. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]

    3. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]

    4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:


      Ответ: компьютер.

    5. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]
    Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.

    Ответы

    1. Триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.

    2. 1 000 000 000
      30
      1
      1 970
      31
      1 999
      10 957
      262 968
      946 684 800
      30
      1 000 000 000


    3. а) (3 + 4) · 4 : (8 – 6) = 14 или

      б)


    4. Слагаемое125348
      98
      Слагаемое
      66
      21210
      Сумма191369308
      125 + 66 = 191
      348 + 21 = 369
      98 + 210 = 308


    5. Сфера применения кодаИспользуемые знаки
      Запись арифметических выраженийЦифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.
      Запись мелодийНотные знаки, например:
      Ноты
      Запись звуков речиБуквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.
      Оформление календаря природыЗнаки, например:
      Ясно Малооблачно Пасмурно Дождь
      Управление движением транспортаДорожные знаки, например:




    2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. Метод координат, §1.7, §1.8.

    Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

    Метод координат рассматривается как один из примеров представления (кодирования) информации с помощью чисел. Если позволяет время, то уделить методу координат отдельный урок!!!


    Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.

    Формы представления (способы кодирования) информации:
    – разговорные языки (более 2000);
    – язык мимики и жестов;
    – язык рисунков и чертежей;
    – научные языки (математики, программирования);
    – языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
    – специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

    Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

    Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.

    Способы кодирования информации:
    1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
    2) числовой (с помощью чисел);
    3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

    Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

    Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.

    Для декодирования нужен код.

    Прямоугольная система координат, Рене Декарт, ось абсцисс (ОХ), ось ординат (ОУ), начало координат, единичный отрезок, координаты точки (абсцисса, ордината), координатные четверти.

    Шахматная доска.


    3) Материал для любознательных: УЧ: игра "Морской бой", §3.7 с.124.


    4) Закрепление изученного материала.

    Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.

    1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:


      Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".

      Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".

    2. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?


      Ответ: Руслан.


    3. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

      а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
      б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

      Ответ:
      а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
      б) Старый друг лучше новых двух.

    4. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
     123456789101112
    1клмноьъыэюя<пробел>
    2прстуфхчцшщ,
    3абвгдеёжзий.

      Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).

      Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.

    5) Домашнее задание:

    §1.7, §1.8, §3.7, вопросы.
    УЧ: №4 - №6 с.30 §1.7 (письменно). [Для тех, кто не успел в классе.]
    УЧ: №5 §1.8 (письменно).
    УЧ: №6* (письменно, по желанию) §1.8.
    РТ: №31, №32 с.30.
    РТ: №34 с.32-37 (количество вариантов по желанию).


    6) Работа на компьютере на уроке не предусмотрена.


    Замечание

    Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.


    Литература

    1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
    2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 4-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 192 с.: ил.
    3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
    4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.



  • студия web-palette.ru Rambler's Top100 Банк Интернет-портфолио учителей Портал для учителя