Главная страница Гостевая книга Пишите нам

Rambler's Top100





31.08.2019
День Знаний 19/20

Традиционно День знаний отмечается первого сентября....
подробнее»



ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16
171819202122
23242526272829
30      

ФОБОС: погода в г. Ноябрьск

Проверка слова

www.gramota.ru






Страницы | Поурочное планирование по информатике, 5 кл. | Урок 15

» Урок 1
» Урок 2
» Урок 3
» Урок 4
» Урок 5
» Урок 6
» Урок 7
» Урок 8
» Урок 9
» Урок 10
» Урок 11
» Урок 12
» Урок 13
» Урок 14
» Урок 15
» Урок 16
» Урок 17
» Урок 18
» Урок 19
» Урок 20
» Урок 21
» Урок 22
» Урок 23
» Урок 24
» Урок 25
» Урок 26
» Урок 27
» Урок 28
» Урок 29
» Урок 30
» Урок 31
» Урок 32
» Урок 33
» Урок 34-35



Урок 15

Табличная форма представления информации.
Игра "Морской бой"


Цели урока:

  • акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
  • дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.


    Основные понятия:

  • таблица;
  • графа (столбец) таблицы;
  • строка таблицы.


    Оборудование:

  • мультимедийный проектор.


    Ход урока:

    1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

  • Ученики отвечают на вопросы.
    1. Что понимается под кодированием информации?
    2. Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
    3. Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?

  • Ученики отвечают на вопросы §1.9 №1-№6 с.36.
    1. Расскажите о текстовой форме представления информации.
    2. Какие другие формы представления информации вы знаете? Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
    3. С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера.
    4. Приведите примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению.
    5. Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?
    6. Как вы понимаете смысл высказывания: "Что написано пером, то не вырубить топором"? Согласны ли вы с этим?

  • Обсуждение вариантов выполнения задания РТ: №35 с.38.

    Задание РТ: №35 с.38.

    Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ". Менять местами буквы запрещено.
    Запишите цепочки превращений следующих слов:

    РезультатИсходное
    слово
    Цепочка превращений
    рак
    суп
    СУП – сук – сок – рок – РАК
    шаг
    бег
    БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ
    суша
    море
    МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША
    век
    миг
    МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК
    коса
    бант
    БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА
    куб
    шар
    ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ
    слон
    муха
    МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН


  • Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10-№12 с.16.

    Задание РТ: №10 с.16.

    Запишите словами число 389 365 402 202.

    Ответ: триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.

    Задание РТ: №11 с.16.

    Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: "Миллиард – очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд".

    Ответ: "1000000000 – очень большое число. За 30 лет с 1 января 1970 года по 31 декабря 1999 года прошло 10957 суток, что составляет 262968 часов или 946684800 секунд. Значит, за 30 лет не пройдёт и 1000000000 секунд".

    Задание РТ: №12 с.16.

    Представьте в виде арифметических выражений следующие утверждения:
    а) Если к трём прибавить четыре, потом умножить всё на четыре и разделить на разность восьми и шести, то в результате получится четырнадцать.
    б) Разность двадцати семи сотых и девяти сотых равна восемнадцати сотым.

    Ответ:
    а) (3 + 4) · 4 : (8 – 6) = 14;
    б) 0,27 – 0,09 = 0,18.


  • Обсуждение того, что текстовая форма представления информации не всегда удобна (на примере РТ: №10-№12 с.16).


    2) Объяснение нового материала: Табличная форма представления информации, §1.10 с.37.

  • Учащимся предлагается прочитать текст "Оценки за год", §1.10 с.37 и ответить на находящиеся под ним вопросы. (Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы, но делают это чётко и быстро по таблице на с.38.)

  • Делается вывод, что таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.

  • С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.

  • Структура таблицы: головка, боковик, прографка.

    Структура таблицы

  • Учащиеся приводят примеры таблиц (календарь погоды, расписание уроков ...).

  • Обсудить вопрос №2 с.41 §1.10.

    Вопрос №2 с.41 (учебник).

    Какие заголовки можно дать графам таблицы:
    а) "Домашняя библиотека";
    б) "Имя существительное";
    в) "Ученики нашего класса"?

    Ответ:
    а) книга, автор, издательство, год издания, количество страниц ...;
    б) существительное, одушевленное / неодушевленное, собственное / нарицательное, род, склонение ...; в) фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, родители, домашний адрес, телефон ...;

    3) Закрепление изученного материала:

  • Задание РТ: №36 с.38.

    Задание РТ: №36 с.38.

    Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу.

    Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.

    Самые крупные алмазы

    НазваниеВес, каратВремя (место) находки
    Куллинан31061905 год
    Эксцельсиор9951893 год
    Звезда Сьерра-Леоне9701972 год
    Кохинор800XIV век (Индия)
    Великий Могол787XVII (Индия)
    Алмаз Победы7701945 год (Западная Африка)


  • Если позволяет время, то показать школьникам табличный способ решения логических задач.

    Задача с.39 (учебник).

    Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
    — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
    — О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
    — Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
    Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
    Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

    ФамилияИмя
    АликВолодяМишаЮра
    Балашов 
    Петров+
    Лунин  
    Симонов   

    ФамилияИмя
    АликВолодяМишаЮра
    Балашов+
    Петров+
    Лунин+
    Симонов+

    Ответ: фамилия Алика – Симонов, Володи – Лунин, Миши – Петров и Юры – Балашов.


    4) Домашнее задание:

    §1.10, вопросы, письменно: №3 с.41.
    РТ: №37, №38 с.39.


    5) Работа на компьютере. Игра "Морской бой".


    Замечание

    Поурочное планирование носит рекомендательный характер и рассчитано на творческое его использование с учетом конкретных условий работы, уровня подготовки класса, индивидуальных особенностей учителя.

    Литература

    1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
    2. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 3-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.: ил.
    3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
    4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.





  • студия web-palette.ru Rambler's Top100 Банк Интернет-портфолио учителей Портал для учителя