Главная страница Гостевая книга Пишите нам

Rambler's Top100





02.05.2016
Поздравляем с Днем Победы

Поздравляем с Днем Победы
подробнее»



ПнВтСрЧтПтСбВс
       
  12345
6789101112
13141516171819
202122
23
242526
2728293031  
образование в Казахстане

ФОБОС: погода в г. Ноябрьск

Проверка слова

www.gramota.ru







ГАЛЕРЕЯ: ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ
Рене Декарт
(фр. Rene Descartes)
(лат. Renatus Cartesius - Картезий)
(1596 - 1650)
французский математик и философ

Рене Декарт (Rene Descartes)

Мыслю, следовательно существую
(лат. Cogito, ergo sum).
Декарт

Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - "Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках" (1637, рус. пер. 1953), "Размышления о первой философии..." (1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" (1644, рус. пер. 1950). В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Математические исследования Декарта тесно связаны с его работами по философии и физике. В "Геометрии" (1637) Декарт впервые ввёл понятия переменной величины и функции.

Геометрия Декарта

Переменная величина у Декарта выступала в двойной форме: как отрезок переменной длины и постоянного направления - текущая координата точки, описывающей своим движением кривую, и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. У Декарта действительное число трактовалось как отношение любого отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение лишь И. Ньютон; отрицательные числа получили у Декарта реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт значительно улучшил систему обозначений, введя общепринятые знаки для переменных величин (x, у, z,...) и коэффициентов (a, b, с,...), а также обозначения степеней (х4, a5,...). Запись формул у Декарта почти ничем не отличается от современной.

Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода), указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.

В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарта явился созданный им метод координат. В область изучения геометрии Декарта включил "геометрические" линии (названные позднее Г. Лейбницем алгебраическими), которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Трансцендентные ("механические") кривые Декарт исключил из своей геометрии.

В "Геометрии" Декарт изложил способ построения нормалей и касательных к плоским кривым (в связи с исследованиями линз) и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, т. н. овалам Декарта.

Заложив основы аналитической геометрии, сам Декарт продвинулся в этой области недалеко - не рассматривались отрицательные абсциссы, не затронуты вопросы аналитической геометрии трёхмерного пространства. Тем не менее его "Геометрия" оказала огромное влияние на развитие математики. В переписке Декарта содержатся и др. его открытия: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали. Из рукописей Декарта видно, что он знал (открытое позднее Л. Эйлером) соотношение между числами граней, вершин и рёбер выпуклых многогранников.

Достижения в физике и философии
Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

В основе философии Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания ("мыслю, следовательно, существую"). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.

ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ
Декартова система координат - система координат на плоскости или в пространстве, обычно с взаимно перпендикулярными осями и одинаковыми масштабами по осям - прямоугольные декартовы координаты. Названы по имени Р. Декарта.

ДЕКАРТОВ ЛИСТ,
алгебраическая кривая 3-го порядка:
х3 + у3 - 3 аху = 0;
параметрическое уравнение:

параметрическое уравнение Декартова листа

Уравнение Декартова листа в полярной системе координат:
Уравнение Декартова листа в полярной системе координат

Уравнение асимптоты:
x + y + a = 0.

Декарт исследовал впервые это уравнение в 1638 году, однако, построил только петлю в первом координатном угле, где x и y принимают положительные значения.

График Декартова листа и асимптоты

Декарт полагал, что петля симметрично повторяется во всех четырёх координатных углах, в виде четырёх лепестков цветка.

График уравнения - цветок жасмина (англ. jasmine flower, фр. fleur de jasmin)

В то время эта кривая называлась цветком жасмина (англ. jasmine flower, фр. fleur de jasmin).

В современном виде, кривую - Декартов лист, впервые представил Гюйгенс в 1692 году.




Страницы | Приложения к реферату № 13-20



Приложение № 13 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Решение задач с помощью уравнений, 5 класс

Приложение № 13 можно скачать в формате pdf, размер файла 836 КБ.


Приложение № 14 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

Кроссворды

Приложение № 14 можно скачать в формате pdf, размер файла 429 КБ.


Приложение № 15 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

Как братья четырехугольники помогли своему другу треугольнику

Приложение № 15 можно скачать в формате pdf, размер файла 394 КБ.


Приложение № 16 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

КОНУС.ШАР.ЦИЛИНДР. 6 класс

Приложение № 16 можно скачать в формате pdf, размер файла 510 КБ.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 17


Приложение № 18 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 18

Подобие произвольных фигур
8 класс

Приложение № 18 можно скачать в формате pdf, размер файла 474 КБ.


Приложение № 19 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 19

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
ЭСТАФЕТА

Приложение № 19 можно скачать в формате pdf, размер файла 476 КБ.


Приложение № 20 к реферату Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных 
способностей личности(на примере уроков математики)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 20

ЗАДАЧИ ПО ГОТОВЫМ ЧЕРТЕЖАМ

Приложение № 20 можно скачать в формате pdf, размер файла 514 КБ.





студия web-palette.ru Rambler's Top100 Банк Интернет-портфолио учителей Портал для учителя