Главная страница Гостевая книга Пишите нам

Rambler's Top100





02.05.2016
Поздравляем с Днем Победы

Поздравляем с Днем Победы
подробнее»



ПнВтСрЧтПтСбВс
       
    123
45678910
11121314151617
181920212223
24
252627282930 
Планкен и фасадная доска прямо на сайте www.termow-wood.ru!

ФОБОС: погода в г. Ноябрьск

Проверка слова

www.gramota.ru






В главном – единство, в спорном – свобода,
во всем – любовь

Августин Блаженный

Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего
Д.И. Менделеев
Класс | Классный руководитель | В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь

» Что делать, если пропал ребенок. Рекомендации
» Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в ОУ
» Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
» Десять секретов успешного проведения родительского собрания
» ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ
» Социально-психологическая карта ученика
» Анкета для учащихся "Моя семья"
» Анкета для родителей
» Юридическая памятка школьнику
» Должностные обязанности классного руководителя
» Каким должен быть классный руководитель
» Заповеди профессионала
» Учу счастью
» «…Ты в ответе за всех, кого приручил…»
» Учение – живое дело
» Человеческий росток
» Только с любовью
» В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь


В условиях перехода России к правовому государству, к демократическому обществу, к рыночной экономике ее специфические проблемы вызваны не только экономическими и политическими трудностями, а, прежде всего сменой системы ценностей и социальных приоритетов.
Необходимые экономические и социальные широкомасштабные реформы требуют главного – заинтересованной и сознательной человеческой поддержки, активного участия всего народа в построении экономически и нравственно состоятельного свободного, демократического, гражданского общества и правового государства.
Решить глобальные проблемы перехода от одной социальной системы к другой в одночасье, « кавалерийским наскоком» невозможно – сказывается инерция, естественное ментальное сопротивление общества, привыкшего жить в условиях совершенно иных ценностей и приоритетов.
В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.
Проследить, как в трудах мыслителей дальнего и близкого прошлого отражалась идея ценностей и как она соотнесена с проблемами достижения образования высокого качества, а, следовательно, и воспитания – важная, но специальная задача, выходящая за рамки данной статьи. Мы лишь попытаемся обозначить основные подходы.

Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня столь велик, что ни по одному вопросу, ни по одной проблеме нельзя достигнуть полного согласия. Б.С. Гершунский, выстраивая цепочку важнейших приоритетов, имеющих судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек – Вера- Знание- Воля- Будущее- Жизнь- Бессмертие выделил сферу образования, ибо в ней не только фокусируются сущностные признаки указанных выше приоритетов, но и имеются действенные, технологически активные возможности целенаправленного влияния на явления, обозначаемые ими.

Приоритетными, с позиции В.А. Караковского являются фундаментальные ценности: человек - абсолютная ценность; мир человека – это взаимодействие людей; семья - структурная начальная единица общества; труд- основа человеческого бытия; знания- результат творческого труда; культура – богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; отечество- единственная уникальная для каждого Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля – общий дом человечества; мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации, ибо без этих ценностей нет, и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы, но, вместе с тем и конкуренции по всему спектру человеческих отношений.
Воспитать такого человека не легко. Негласный призыв: « чем советское воспитание, лучше – никакого» - привел к полузапрету воспитывающей деятельности школы, сознательному разрушению на рубеже 1980-х – 1990-х годов системы воспитания, имеющей ряд существенных недостатков – политизации, авторитарности и др., без адекватной ее замены.
Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского - великого математика, ректора Казанского университета, а потому и воспитателя юношества: « Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения?… Мое мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия « нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность».
Все большее число исследователей и самое главное - практиков вновь приходит убеждению, что без воспитания нет и не может быть развития личности, что любое обучение, не встроенное в систему ценностей, дезинтегративно и оказывает отрицательное воздействие на развитие ребенка, «… только обученный ребенок может остаться невоспитанным, однобоко развитым, то есть плохо образованным, что очень опасно для него самого, для общества, для страны, а воспитанный ребенок не может остаться необразованным» (М.М. Поташник).

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально- экономическое процветание.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Нам всем не мешало бы как можно чаще вспоминать слова Булата Окуджавы:
«…Вселенский опыт говорит, что погибают царства
не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше».


Понимание важнейших приоритетов, цели и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности, их осмысление в эссе .



студия web-palette.ru Rambler's Top100 Банк Интернет-портфолио учителей Портал для учителя